Государственная корпорация развития ВЭБ.РФ перестроила все процессы под выполнение майского указа президента, работает по полноценной повестке ведущей организации развития и активно реализует план по направлению в экономику трех триллионов рублей до 2024 года.
Фото: iStock
Причем, наряду с солидным объемом господдержки, две трети средств — это привлеченное финансирование.
Его приток обеспечивает взаимодействие с российскими и иностранными партнерами на рынках капитала. В результате общий объем инвестиций — с учетом вклада ВЭБ и его партнеров — может составить около 10 триллионов рублей. О внедрении бизнес-модели, переходе на новые стандарты прозрачности и выстраивании казначейской функции, привлечении инвестиций в России и за ее пределами рассказал первый заместитель председателя ВЭБ.РФ, член правления Михаил Полубояринов.
Новая бизнес-модель
При поддержке правительства ВЭБ.РФ под руководством Игоря Шувалова провел большую работу по внедрению новой бизнес-модели, перезапуску активного притока инвестиций в экономику страны. Сформирован запас по капиталу. Новый уровень работы с государством, Минфином России и Минэкономразвития России, Банком России позволяет динамично двигаться по повестке развития. Решения о поддержке ВЭБ.РФ — как на кредитование новых проектов, так и для обслуживания внешних заимствований — динамично реализуются. ВЭБ.РФ прозрачен, его действия по развитию экономики понятны. Это не конкурент коммерческим банкам или оператор проблемных активов, а локомотив привлечения инвестиций в развитие с выстроенной инфраструктурой поддержки проектов. По отчетности МСФО, за 9 месяцев 2019 года активы ВЭБ.РФ составляли 3,2 триллиона рублей, обязательства — 2,8 триллиона рублей, капитал — 431,4 миллиарда рублей.
Михаил Полубояринов: ВЭБ.РФ сфокусирован на исполнении майского указа. Фото: Пресс-служба ВЭБ.РФ
«В рамках нашей стратегии нам было нужно 300 миллиардов рублей капитала, остальные средства мы займем. И необходимы субсидии — по тем важнейшим для экономики страны направлениям, которые требуют такой поддержки. Государство нас поддержало, у ВЭБ.РФ теперь есть утвержденный капитал. По мере наращивания кредитного портфеля государство нам и инвесторам гарантирует, что будет вкладывать в капитал тот объем, который требуется для роста этого портфеля», — говорит Михаил Полубояринов.
В свою очередь ВЭБ.РФ активно формирует повестку в развитии инфраструктуры (здесь он задает тон, продвигая такие самые масштабные и сложные проекты, как строительство аэропортов и дорог), промышленности высоких переделов, поддержки экспорта и развития городской экономики. Важно, что эта работа идет в координации с РЭЦ, ДОМ.РФ и корпорацией МСП. И несмотря на объективные трудности (в их числе, например, санкции), есть уверенность в ключевой функции ВЭБ.РФ по решению задач развития экономики России. Ведущий институт развития стабилен, по сути, ВЭБ — крупнейшая площадка для реализации прорывных проектов — крупных, создающих новые рабочие места и качественно меняющих жизнь россиян уже сегодня. Источники ВЭБ.РФ, которые обеспечат фондирование проектов, диверсифицированы: это и госсредства (треть от общего объема, или триллион рублей), и вклад самого ВЭБ, и субсидии, и гарантии.
Еще более двух триллионов рублей предстоит привлечь на внутреннем и внешнем рынках.
«За счет того, что ВЭБ, по сути, выступает катализатором привлечения и выдач в экономику, активно развивает синдикацию с коммерческими банками, совокупные инвестиции, по нашим оценкам, будут в разы больше — около 10 триллионов рублей», — говорит первый зампред ВЭБ.РФ.
Господдержка и рыночное привлечение
Правительство приняло решение о выделении 600 миллиардов рублей до 2024 года на погашение внешних заимствований, что положительно скажется на новых займах.
В арсенале ВЭБ.РФ сегодня утвержденный капитал на 300 миллиардов рублей, который будет задействован при кредитовании проектов в рамках реализации майского указа. Предполагается, что такая мера господдержки задействуется в случае снижения достаточности капитала, пока такого случая не представилось.
ВЭБ.РФ — крупнейшая площадка для реализации прорывных проектов, создающих новые рабочие места и меняющих качество жизни россиян
Еще более 280 миллиардов рублей будет привлечено в рамках выпусков СОПФ, инвесторы проявляют к таким бумагам большой интерес. Прорабатывается возможность привлекать депозиты ФНБ. Важно понимать, что это не бесплатные ресурсы, подчеркивает Полубояринов.
«Условия возвратности, безусловно, соблюдаются, при этом важнейшие для экономики проекты получают инвестиции с приемлемым уровнем ставки», — говорит первый зампред ВЭБа.
Важное слагаемое — высокий уровень доверия инвесторов. По итогам 2019 года ВЭБ.РФ входит в число наиболее активных эмитентов на внутреннем долговом рынке. В 2019 году он одним из первых разместил на рынке облигации на длительный срок — 7 лет.
В рамках реализации проектов Фабрики проектного финансирования совместно с Минэкономразвития России, Минфином России и Банком России зарегистрирована программа облигаций СОПФ, размещен дебютный выпуск облигаций объемом 10 миллиардов рублей на 7 лет. В 2019 году ВЭБ развивал и предложение регулярной линейки краткосрочных облигаций со сроками обращения в 14, 21 и 28 дней.
«Мы видим постоянный интерес участников рынка, за год размещено 98 выпусков краткосрочных облигаций номинальной стоимостью более 511 миллиардов рублей. Короткие бонды показали свою состоятельность. Новый инструмент — облигации Фабрики проектного финансирования СОПФ — также был довольно успешно представлен рынку. Мы видим интерес крупнейших игроков, предстоит большая совместная работа», — говорит Михаил Полубояринов. Еще одно свидетельство доверия инвесторов — снижение премии к ОФЗ.
Прозрачность и единый совет казначеев
Абсолютная прозрачность (переход на методику МСФО не только по активам-пассивам, но и в оценке капитала), строгий подход к формированию резервов — все это про ВЭБ.РФ. В процессе переформатирования под новые задачи банк развития полностью сформировал необходимые резервы — под проекты, которые попали в зону турбулентности, нередко по объективным причинам.
Про финансовый результат 2019 года Полубояринов говорит сдержанно, отчетность будет опубликована позднее. «В целом ВЭБ довольно консервативен в вопросе формирования резервов. И прогрессивен во внедрении передовых методик по международным стандартам. Это отражается и на финрезультате в определенные периоды. Да, пока не прибыль. Однако капитала достаточно (показатель достаточности капитала Н1 и после перехода на оценку МСФО находится на комфортном уровне — около 14 процентов), все обязательства безоговорочно исполняются. ВЭБ интересен и тем, у кого есть ресурсы, и тем, кому деньги остро необходимы на реализацию прорывных проектов», — уверен Михаил Полубояринов.
Важное направление работы — контроль за эффективностью использования средств. Для этого в 2019 году по инициативе ВЭБ.РФ был создан казначейский совет институтов развития. В нем казначеи и финдиректора могут делиться лучшими наработками и практиками. Выработаны единые подходы к построению казначейских функций, они включают в себя управление краткосрочной ликвидностью, вопросы фондирования, расчетно-платежные функции, единую методологию ценообразования, выработку общих для всех институтов рекомендаций, внедрение лучших практик и подходов, но с учетом специфики каждого института. Из последних шагов — разработка совместной методологии оценки справедливой стоимости бумаг. Ключевая задача — максимальная эффективность использования средств, мультипликативный эффект в экономику. «Внедрение казначейского подхода — это система экономии на масштабе работы. Мы нашли несколько областей, где мы друг другу полезны. В части выпуска ценных бумаг мы можем выступить как маркетмейкер, пока рынок раскачивается. Это дает и сигнал для рынка, и ценовые ориентиры, и ликвидность для организаций развития», — приводит пример Михаил Полубояринов.
Новые горизонты
Развитие проектного финансирования, поддержка масштабных проектов и обеспечение их длинными деньгами, расширение работы с национальными валютами — по этим направлениям ВЭБ.РФ сегодня активно формирует общероссийскую повестку. Рост доли расчетов в рублях — долгосрочный тренд, и весомую его часть задает банк развития. Так, работа идет и в юанях, и в йенах.
В активе ВЭБ.РФ — готовая корреспондентская сеть, сотрудничество с крупнейшими финансовыми институтами и банками развития. При этом у ВЭБа нет задачи привлечь инвестиции любой ценой, по факту он обеспечивает приток инвестиций в Россию на довольно выгодных условиях.
Инфраструктура ВЭБ позволяет реализовывать важнейшие для экономики проекты «под ключ» — как в части привлечения инвестиций и мер господдержки, так и в реализации, в том числе в синдикации с крупнейшими коммерческими банками, с использованием механизма Фабрики проектного финансирования и т.п. Один из старейших финансовых институтов активно работает и на внешних рынках, и на внутреннем.
«Несмотря на санкции, мы видим и большой интерес европейских партнеров в поставках в Россию оборудования. Большая повестка у нас с партнерами из Азии — Китая, Японии, активная работа с международными финансовыми институтами. Причем она не ограничивается сопровождением сделок или привлечением кредитов. Например, значительный трек — расширение работы в национальных валютах, повестка в рамках ШОС и БРИКС», — говорит Михаил Полубояринов.
Результат масштабной перенастройки ВЭБ.РФ под руководством Игоря Шувалова — ВЭБ.РФ полностью стабилен, прозрачен, обеспечен капиталом и наращивает приток инвестиций в важнейшие для экономики проекты.
«У партнеров — действующих и потенциальных — есть четкое понимание: ВЭБ.РФ — это уникальные возможности для того, чтобы уже сегодня вести бизнес в России, с Россией и в интересах повышения качества жизни наших граждан — главной цели реализации майского указа», — резюмирует Михаил Полубояринов.
Мнение
Юрий Твердохлеб, доцент кафедры «Регулирование деятельности финансовых институтов» факультета финансов и банковского дела РАНХиГС:
— Специфика ВЭБ как института развития вполне допускает, что в его деятельности могут быть заведомо убыточные проекты с точки зрения именно хозрасчетного результата. Но они представляют серьезную значимость для решения федеральных проблем. Учитывая важность подобных проектов, вполне допустимо, что государство в виде своего представителя — института развития — готово взять на себя все издержки.