Сварщик или робототехник: куда пойти учиться в 2020 году, чтобы не остаться без работы в 2024-м?

Свежие новости

Банки Сегодня Лайв

Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим

А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Сварщик или робототехник: куда пойти учиться в 2020 году, чтобы не остаться без работы в 2024-м?

Наталья Шабрукова

Сварщик или робототехник: куда пойти учиться в 2020 году, чтобы не остаться без работы в 2024-м?

Уже около 10 лет считается, что абитуриентам лучше выбирать технические специальности, но они по-прежнему почему-то идут в юристы. На самом деле, ситуация меняется, но действительно ли рабочие профессии так востребованы на рынке труда? Мы расспросили экспертов о том, каким они видят рынок труда через 4 года – когда сегодняшние выпускники школ получат свои дипломы бакалавров и пополнят российский рынок труда.

Бюджетные места в 2020 году

В 2020 году для поступления будет доступно чуть больше 525 тысяч бюджетных мест, из которых для выпускников школ будет доступно около 380 тысяч – 302,8 тысяч мест по программам бакалавриата и 76 тысяч мест по программам специалитета. Поэтому первый выбор, который нужно сделать – определиться с длительностью обучения. А это не так просто, как кажется.

В настоящее время высшее образование в России использует принципы Болонской системы, и разделение уровней обучения на ступени связано именно с ней (речь идет о вузах, колледжи дают среднее специальное образование). Россия присоединилась к этой системе еще в 2003 году, и теперь в стране 3 ступени образования – бакалавриат, магистратура и аспирантура. То есть, специалитета в Болонской системе нет, а по факту он есть. Разница между уровнями в следующем:

  • бакалавриат – первая ступень Болонской системы, это полностью законченное высшее образование сроком в 4 года;
  • специалитет – «классическая» программа обучения, которая занимает от 5 до 5,5 лет, и предполагает освоение более узкой специальности;
  • магистратура – предполагает еще более углубленное изучение определенной узкой специальности.
  • То есть, уровни отличаются глубиной специализации. Например, при поступлении на бакалавриат абитуриент выбирает определенное направление, и получает по нему общую базу плюс некоторые знания по специальности. Обучаясь на уровень специалиста, знания будут чуть более глубокими (по факту, от бакалавриата отличаются последние курсы), а при поступлении на магистра нужно выбирать конкретную магистерскую программу (которая еще более конкретная).

    По факту же в российской практике работодатели все меньше смотрят на диплом соискателя работы, но если же образование играет роль, то приоритет отдается работнику с более высокой ступенью образования – специалист выиграет у бакалавра. Что касается магистратуры, это первая ступень для научной и преподавательской карьеры, но в некоторых случаях получаемые знания будут полезны и на практике.

    Что же касается контрольных цифр приема в разрезе специальностей и направлений, их каждый год разрабатывают, исходя из сохранения доступности высшего образования (то есть, чтобы бюджетные места были во всех государственных вузах), сокращения программ по заочной форме (некоторые вузы не получают ни одного бюджетного места для заочников), расширения числа мест по востребованным специальностям. Что касается доступности, число бюджетных мест по программам бакалавриата и специалитета установлено на уровне в 57% от числа выпускников, а в магистратуре – 20% от числа бакалавров и специалистов.

    Система такова, что в Министерстве науки и высшего образования определяют контрольные цифры приема (число бюджетных мест) по отдельным направлениям – тогда как по конкретным специальностям их могут самостоятельно «раскидывать» вузы. Соответственно, окончательные цифры по бюджетным местам определяются в конкретном вузе.

    На уровне министерства серьезных изменений по сравнению с прошлыми годами нет – но есть отдельные поправки. Так, в 2019 году было заметно увеличено число бюджетных мест по специальностям, связанным с цифровыми технологиями – это не только исключительно IT-специальности, все инженерные и технические специальности получили новые модули по «цифровым» направлениям.

    В дальнейшем число бюджетных мест снижаться не будет – президент России Владимир Путин поручил правительству работать над увеличением числа бюджетных мест в региональных вузах с учетом реальной потребности в кадрах. Контрольные цифры приема будут увеличены со следующего учебного года, а потратят на это все 1,3 триллиона рублей за 3 года.

    В каких отраслях высокие зарплаты сейчас

    Как правило, выбор вуза и специальности абитуриенты делают, учитывая наличие бюджетных мест, «проходные» баллы и уровень зарплат у представителей этой профессии (и лишь немногие идут туда, где им нравится). Однако проблема в том, что специальность нужно выбирать сейчас, а работать по ней придется только через 4 года, когда рынок труда может серьезно измениться.

    В России отрасли с самыми высокими средними зарплатами регулярно отслеживает Росстат. Так, за 2018 год он посчитал, что больше всего зарабатывают на добыче нефти и природного газа (что ожидаемо и логично), а меньше всего – в производстве одежды:

    Сварщик или робототехник: куда пойти учиться в 2020 году, чтобы не остаться без работы в 2024-м?

    Как видно, с зарплатами в России все не очень понятно: рабочие профессии есть и среди самых высокооплачиваемых (добыча ресурсов, производство нефтепродуктов), и среди низкооплачиваемых. При этом разница между наиболее и наименее оплачиваемыми профессиями – более чем в 6 раз, что тоже не лучшим образом характеризует рынок труда.

    И если с профессиями понятно, то есть еще вопрос об уровне образования – есть ли смысл идти в ВУЗ, или все же в России можно зарабатывать и без высшего образования? Увы, ответ Росстата однозначный: работники с высшим образованием получают намного больше, а вот между основным обладателями общего, среднего профессионального и даже людьми без образования разницы в зарплатах почти нет (с цифрами все в порядке, просто они за 2016 год):

    Сварщик или робототехник: куда пойти учиться в 2020 году, чтобы не остаться без работы в 2024-м?

    Что интересно, люди без образования получают даже больше, чем те, кто окончил школу. Вероятно, у них были свои веские причины бросить школу и найти свое место в какой-нибудь интересной профессии. Более того, обладатели среднего профессионального образования тоже получают меньше (и как объяснить это, мы даже не знаем). Но главная идея в том, что смысл в получении высшего образования в России есть, оно прямо влияет на уровень зарплаты.

    С этим соглашается Владимир Шарич из онлайн-школы «Фоксфорд». По его словам, современный работник не может обойтись без базовых знаний, однако специальность уже не играет какой-то важной роли:

    «Уже сейчас (и в ближайшие годы это не изменится) есть спрос на самостоятельных работников – таких, кто по постановке проблемы сам сформулирует для себя задачи и находит способы их решения.

    Все задачи, которые можно алгоритмизировать, выполняют машины или низкоквалифицированные (а потому и низкооплачиваемые) рабочие. Профиль образования здесь не играет роли.

    Важно, как вузы упаковали обучение: нужны проекты, командная работа, самостоятельный поиск информации и инструментов. Роль преподавателей – давать обратную связь и помогать студентам рефлексировать и развивать свои soft skills.

    Конечно, конкретные знания тоже нужны. Без них не получится быть специалистом. Но сфера, в которой эти знания были получены, мало повлияет на последующее трудоустройство. Специалисты нужны из самых разных областей».

    Владимир Шарич, преподаватель ВШЭ по программе «Математическое образование» и руководитель учебно-методического отдела онлайн-школы «Фоксфорд».

    Отдельная история – это уровень квалификации. И здесь тоже разница в зарплатах есть даже по официальным данным. Например, Росстат утверждает, что в 2016 году неквалифицированные рабочие получали в среднем 18 846 рублей в месяц, квалифицированные рабочие в промышленности – 36 299 рублей, служащие со средним уровнем квалификации – 36 451 рубль, а руководители – целых 74 539 рублей.

    Несмотря на более низкий уровень зарплаты в целом по категории «рабочие», диплом о среднем специальном образовании все же открывает перед его владельцем некоторые перспективы. Так, по данным портала «ГородРабот.ру», работодатели готовы нанимать выпускников колледжей практически во всех сферах деятельности, говорит его редактор Наталья Шабрукова:

    В каких сферах востребованы выпускники колледжей: на протяжении последних двух лет рабочие специальности входят в топ востребованных вакансий на ГородРабот.ру. Если посмотреть статистику портала за февраль 2020 (а это почти 2,4 млн вакансий), то основные сферы-источники вакансий:

  • Рабочий персонал ‒ 14,3% всех вакансий
  • Продажи ‒ 13,3%
  • Производство ‒ 9,1%
  • Транспорт, логистика ‒ 8,8%
  • Медицина, фармацевтика ‒ 6,5%
  • Информационные технологии, интернет, телеком ‒ 5,3%
  • Строительство, недвижимость ‒ 4,8%
  • Туризм, гостиницы, рестораны ‒ 3,9%
  • Инсталляция и сервис ‒ 3,8%
  • В каких сферах нужны выпускники колледжей? Практически во всех ‒ с дипломом о среднем специальном образовании можно работать в строительстве, на производстве, в продажах, медицине, транспортной сфере, IT, HoReCa, автомобильном бизнесе, в сфере добычи сырья. Всё это ‒ востребованные сферы.

    Наталья Шабрукова, редактор «ГородРабот.ру».

    Но наиболее востребованными (и, соответственно, высокооплачиваемыми) являются IT-специалисты. Несмотря на то, что абитуриенты все чаще поступают на связанные с информационными технологиями специальности, в отрасли уже говорят о критической точке по росту зарплат. С учетом того, что в ближайшие 4 года на рынок попадет определенное количество выпускников вузов по IT-направлениям, в отрасли вполне можно ждать проблем с занятостью.

    Однако тезис о том, что необходимо выбирать именно технические специальности, все еще можно услышать – но вот к зарплатам таких специалистов могут быть вопросы.

    Рабочие специалисты – есть ли перспектива?

    В последнее десятилетие (если не больше) в каждую вступительную кампанию повторяется утверждение о том, что стране не хватает рабочих рук при явном переизбытке юристов и экономистов. Молодежь активно агитируют к поступлению в техникумы и колледжи, обещая легкое трудоустройство и высокую зарплату. Тем не менее, колледжи все еще набирают студентов на обучение профессиям «Парикмахер», «Товаровед» или «Технологии продукции общественного питания» – причем за счет бюджетных средств. В то же время, отучиться на программиста можно как в колледже, так и в вузе, что еще сильнее сбивает абитуриентов.

    Что касается зарплат, то по данным портала «ГородРабот.ру», для таких специальностей они не самые низкие:

    По статистике ГородРабот.ру в феврале 2020 средняя зарплата в вакансиях российских компаний ‒ 39 057 рублей. Средние зарплаты для специалистов с дипломом колледжа вполне конкурентоспособны:

  • Сварщик ‒ 75 185 рублей;
  • Разработчик ‒ 65 064 рубля;
  • Машинист спецтехники ‒ 64 142 рубля;
  • Каменщик ‒ 63 031 рубль;
  • Продавец автомобилей ‒ 57 474 рубля;
  • Оператор станка ‒ 55 612 рублей;
  • Водитель ‒ 52 176 рублей;
  • Слесарь ‒ 38 739 рублей;
  • Плотник ‒ 43 077 рублей;
  • Мастер маникюра ‒ 43 013 рублей;
  • Системный администратор ‒ 42 678 рублей;
  • Визажист-консультант ‒ 40 344 рубля;
  • Электрик ‒ 36 959 рублей;
  • Парикмахер ‒ 34 358 рублей.
  • Рост зарплат за последние 2 года: если сравнить зарплаты по сферам на начало 2018 и конец 2019 года, то сферы, где востребованы рабочие профессии, показывают хороший рост. По данным ГородРабот.ру диапазон изменений средних зарплат составляет от -0,1% (высший менеджмент) до +30,3% (маркетинг, реклама, PR).

    У сфер с большим количеством рабочих вакансий показатели такие:

  • Рабочий персонал ‒ зарплаты выросли на 18%.
  • Продажи ‒ рост зарплат 17,5%.
  • Производство ‒ зарплаты увеличились на 15,8%.
  • Транспорт, логистика ‒ рост зарплат 15,9%.
  • Медицина, фармацевтика ‒ зарплаты выросли на 18,5%.
  • Информационные технологии, интернет, телеком ‒ рост зарплат 8%.
  • Строительство, недвижимость ‒ повышение зарплаты составило 18%.
  • Туризм, гостиницы, рестораны ‒ рост зарплат 14%.
  • Инсталляция и сервис ‒ зарплаты выросли на 21%.
  • Добыча сырья ‒ рост зарплат составил 20%.
  • Статистика убедительно доказывает:

    1. Рабочие профессии востребованы, причём спрос на специалистов стабильный.
    2. Средние зарплаты по отраслям достойные, темпы роста выше среднего.

    Наталья Шабрукова, редактор «ГородРабот.ру».

    В Министерстве науки и высшего образования оценивают рынок труда примерно так же: директор профильного департамента Наталья Золотарева в интервью рассказывала о том, что сварщик (владеющий двумя видами сварки) может уже на старте зарабатывать от 70 до 90 тысяч рублей. Еще более востребованы, по ее словам, выпускники с образованием в сфере приборостроения, технологий пищевых производств, специалисты по авиационной, ракетно-космической и морской технике.

    Однако стоит напомнить о том, что предприятия того же «Роскосмоса» регулярно размещают вакансии технических специалистов с высокой квалификацией и зарплатой на уровне в 30-40 тысяч рублей (и это в Москве).

    Относительно военно-промышленного комплекса Золотарева утверждает, что там уже востребованы профессионалы с самыми современными специальностями, вроде операторов станков с ЧПУ, мехатроников (механика + электроника), специалистов по прототипированию (это обычно 3D-печать), и т.д.

    По более простым и распространенным профессиям зарплаты тоже могут быть высокими:

  • радиотехник – имеет широкие возможности по трудоустройству (при желании можно работать и в «Роскосмосе», и ремонтировать телефоны в мастерской) – зарплаты выпускников после первого года работы составляют более 54 тысяч рублей, а зарплаты опытных специалистов могут исчисляться сотнями тысяч рублей;
  • разработчик на Java – этот язык программирования считается самым популярным (так, это основной язык платформы Android). Сразу после окончания учебы можно зарабатывать 30-60 тысяч рублей в месяц, а через год – уже 120 тысяч рублей и больше;
  • дизайнер интерфейсов – в отличие от обычного дизайнера, работает с сайтами и ПО. Средняя зарплата превышает 100 тысяч рублей, а с опытом больше года можно получать 50 тысяч рублей и больше;
  • кондитер – очевидно, что выбор вариантов трудоустройства просто огромный (от ближайшей пекарни до открытия собственного дела). Кондитеру без опыта будут платить 40 тысяч рублей в месяц, а если стать главным технологом производства через несколько лет работы, зарплата вырастает втрое;
  • металлург – без опыта зарабатывают от 50 тысяч рублей в месяц, через 3 года – 90 тысяч и больше. Но эта профессия требует не только базовых знаний, но и физической силы и выносливости.
  • Более того, эти профессии, очевидно, не исчезнут и через 5 лет – просто потому, что сейчас они не менее актуальны, чем были 5 лет назад. Более того, IT-специалисты обычно учатся в течение всей карьеры, поэтому их знания и навыки успевают за прогрессом. Но, все же, сделать выбор правильной профессии не так уж и просто.

    Куда лучше поступать

    Когда говорят о профессиях будущего, обычно говорится о каких-то фантастических вещах вроде космобиологии, метеоэнергетики или чего-то похожего. Более приземленными выглядят профессии операторов беспилотников и специалистов по робототехнике, а, например, всеобщее увлечение «умными технологиями» уже вообще постепенно угасает.

    Но уже сейчас можно спрогнозировать, каким должен быть работник будущего – а именно, какие навыки у него должны быть:

  • системное мышление – нужно уметь видеть свой рабочий процесс как часть общего, и понимать как это все работает;
  • межотраслевая коммуникация – технологии из разных отраслей, вероятно, будут переплетаться, поэтому желательно знать что-то важное из смежных профессий;
  • навыки программирования – уже скоро будут нужны не только программистам, но и многим другим специалистам;
  • клиентоориентированность – в условиях роста конкуренции борьба за клиентов будет только расти;
  • мультикультурность и знание нескольких языков – в условиях глобализации границы постепенно стираются и нужно иметь навыки общения с коллегами из других стран;
  • мультфункциональность – узкая специализация постепенно отходит в прошлое, работник теперь должен уметь работать «на несколько фронтов».
  • Получить все это в рамках высшего образования объективно невозможно – теперь все упирается в то, может ли работник заниматься самообразованием и самосовершенствованием, а одного лишь образования уже недостаточно.

    О том, что работникам будущего нужны не специальности, а конкретные навыки, соглашается и карьерный консультант Юлия Белоусова. По ее мнению, практические навыки уже сейчас стоят выше, чем просто наличие диплома, и через 4-5 лет все изменится еще сильнее:

    Ситуация с рынком труда для выпускников ВУЗов в 2024/2025 годов будет отражать изменения, которые начались уже сегодня.

    Уже сейчас от выпускников требуется не столько наличие диплома, сколько высокая степень практических навыков и приёмов работы по специализации. Способность адаптировать знания и опыт к текущему состоянию процессов станет весомым преимуществом.

    Если подходить к вопросу трудоустройства с практической стороны, при выборе направления для будущей работы нужно опираться на то, что экономика в ближайшие годы будет все больше цифровизироваться и к профессиональным знаниям нужно обязательно добавлять знания новых технологий, умение создавать новое цифровые проекты и видеть возможности для развития карьеры, в том числе в онлайн.

    На этом фоне, приобретает особую ценность среднее профессиональное образование, ведь в колледж проще поступить, обучение более прикладное и длится оно меньше. Поэтому выбор рабочей профессии оправдан для очень большого количества подростков. Особенно важно понимать, что такое образование даст возможность получить свой собственный профессиональный доход уже в 20 лет. Отмечу, что средние профессиональные учебные заведения готовят сейчас не только рабочих, довольно распространёнными направлениями является коммерция и предпринимательство. С переходом сферы услуг, образования и торговли в онлайн такие выпускники могут претендовать на работу со средним уровнем дохода.

    В то же время, для направлений, связанных с цифровыми технологиями и развитием искусственного интеллекта востребовано все-таки высшее образование. Сегодня ведущие высшие учебные заведения страны уже перешли к модульному обучению, где план занятий строится на современном состоянии технологий, а не на изучении теории. В этом случае оправдано получать образование на платной основе, так как такие знания имеют высокую окупаемость.

    Распределение бюджетных мест в ВУЗах строится исходя их количества абитуриентов, что не отражает потребностей рынка труда. В то же время выпускники не соответствуют запросам работодателя. Среднее время на адаптацию нового работника составляет 3-4 месяца, при этом с каждым годом увеличивается количество работников, которые увольняется в первый рабочий год.

    В регионах сохраняется тенденция несоответствия количества высокотехнологичных рабочих мест и количества выпускников по этим направлениям.

    В 2021/2022 годах правительство планирует изменить структуру распределения бюджетных мест, отдавая приоритет региональным ВУЗам, а также опираясь на количество выпускников, необходимое рынку труда.

    Юлия Белоусова, профориентатор, карьерный консультант, специалист по управлению персоналом в ОАО «РЖД».

    Однако, если говорить о конкретных специальностях будущего, то их можно сгруппировать по некоторым категориям:

  • биотехнологии – в скором времени могут появиться вакансии биоинженеров, биофармакологов и биоинформатиков;
  • информационные технологии – специалисты по кибербезопасности, программисты, специалисты по робототехнике;
  • энергетика – все идет к росту влияния зеленых технологий и альтернативной энергетики;
  • строительство – уже скоро можно будет говорить о слиянии архитектуры с технологиями виртуальной реальности, а также с технологиями «умной среды»;
  • инженерные науки – инженеры-проектировщики, специалисты по прототипированию, и т.д.
  • БОльшую часть всего этого пока не предлагают в российских вузах, но этого и не требуется. Например, можно выбрать направление «Информационная безопасность», и в рамках него самостоятельно начать изучать проблемы современной кибербезопасности – возможно, даже с продолжением в магистратуре.

    Как говорит Павел Фролов из компании-производителя робототехники РОББО, через 5 лет половина выпускников пойдет работать на должности, которые на сегодняшний день не существует:

    Примерно 50% тех, кто поступает в этом году в вуз, через 5 лет займут должности, которых сегодня еще не существует. Основное влияние на рынок труда в ближайшие годы будет оказывать стремительная автоматизация и роботизация. Существенно сократится количество рабочих мест в тех сферах, где искусственный интеллект и роботы смогу заменить человека. По данным доклада Всемирного экономического форума, в 2025 году 52% рабочих часов будет приходиться на машины и алгоритмы. Среди конкретных профессий самыми неперспективными являются юрист и бухгалтер. В некоторых сферах за счет автоматизации части функций спрос на специалистов снизится. Это касается, к примеру, медиков, преподавателей, финансистов, администраторов.

    Параллельно с исчезновением десятком миллионов рабочих мест, поддающихся автоматизации, появятся столько же или больше вакансий нового формата. В первую очередь, они связаны с разработкой и развитием новых технологий. Поэтому самыми перспективными становятся технические специальности, а самой востребованной профессией станет инженер.

    Например, высоким спросом будут пользоваться специалисты, которые обслуживают и ремонтируют роботов, но настоящей элитой станут те, кто будет разрабатывать новых роботов. Станут популярными новые профессии, например, дизайнер виртуальной среды: в течение ближайших лет мы столкнемся с всплеском использования устройств виртуальной реальности. Инженеры по реабилитации экосистем займутся восстановлением окружающей среды.

    Особенно ценными станут сотрудники, чьи задачи невозможно передать машинам. Там, где нужно создать что-то принципиально новое, где необходимо принимать решения или где на первый план выходит творчество и воображение. Наиболее ценными качествами работника станут креативность, новаторство, а также дизайнерские способности.

    Особенностью рынка труда будущего станет необходимость постоянного развития. Это заметно уже сейчас, но в ближайшие годы станет критически важным. Нужно быть готовыми учиться новым навыкам, приобретать опыт в разных сферах, менять профессию в ответ на запросы рынка труда.

    Павел Фролов, основатель компании РОББО (производитель образовательной робототехники).

    Развитие личностных компетенций сейчас может стать залогом успеха в будущем, считает Светлана Белодед из QBF. В частности, это быстрая обучаемость и хорошие познания в сфере информационных технологий:

    Рынок человеческого капитала сейчас претерпевает серьёзнейшие изменения в связи с роботизацией, развитием искусственного интеллекта. Футурологи уверены, что в перспективе ближайших десяти лет большая часть рабочих специальностей уйдёт в прошлое, так как подавляющую часть монотонного ручного труда возьмут на себя машины.

    Впрочем, это не означает, что сегодняшние школьники рискуют остаться без работы. Согласно совместному исследованию Microsoft и The Future Laboratory, 65% современных учащихся и студентов будут претендовать на вакансии, которых на сегодняшний день не существует. Например, среди десяти профессий, которые станут наиболее востребованы в 2025 году, эксперты обозначенных компаний назвали дизайнеров виртуальной среды обитания, юристов в сфере роботоэтики. Повышенный интерес на рынке труда может появиться к виртуальным экскурсоводам, аналитикам интернета вещей, экспертам в области восстановления экосистем. Не снизится актуальность профессий в области биологических и медицинских наук. Среди отраслей, специалисты которых в перспективе ближайших четырёх лет будут особенно востребованы, я выделю биологию, IT-индустрию, робототехнику, химию, а также менеджмент.

    Курс на цифровизацию экономики взят Правительством Российской Федерации: в 2019 году стали известны планы увеличения количество бюджетных мест в технических вузах. Если на 2018 год в нашей стране в среднем дипломы о высшем образовании бесплатно получали 40 тысяч IT-специалистов, то к 2024 году количество соответствующих бюджетных мест планируется увеличить до 120 тысяч. Правда, пока конкурс на инженерные специальности в среднем ниже, чем на социально-экономические и гуманитарные направления. Это косвенно свидетельствует о том, что уровень подготовки российских технарей какое-то время будет не на самом высоком уровне, ведь в технические вузы устремятся в том числе абитуриенты со средним уровнем знаний, которые не смогут пройти на наиболее популярные специальности.

    Сегодняшним старшеклассникам я рекомендую делать ставку не только на приобретение фундаментальных знаний и профессиональных компетенций в определённой сфере (неважно, гуманитарной или технической), но и развитие личностных компетенций. Уже сейчас очень трудно найти высокооплачиваемую работу без способности быстро осваивать огромный массив информации, постоянно повышать квалификацию и эффективно взаимодействовать с коллегами. Несомненно, практически для каждой вакансии понадобится высокий уровень компьютерной грамотности. Знание информационных технологий станет обязательным и для представителей рабочих специальностей.

    Светлана Белодед, руководитель отдела по работе с персоналом QBF.

    И главное – не стоит совсем отказываться от привычных сейчас профессий. Даже в 2024 году будет востребовано какое-то количество финансистов и юристов. С одним отличием – если сейчас можно найти работу, будучи просто специалистом по финансам, через 4 года нужно будет ориентироваться в финансовых технологиях и даже в искусственном интеллекте (который уже сейчас активно эксплуатируют в Сбербанке).

    Поэтому, считает PR-специалист Лена Голдштейн, сейчас оценивать востребованность профессий в будущем не очень разумно – главное уметь учиться и не забывать о самообразовании:

    Рынок труда меняется постоянно и зависит от большого числа факторов. Таких как пенсионные и экономические реформы, миграционная политика, уровень здравоохранения, проникновение новых технологий и даже общие ценности поколений, которые будут способны активно работать. Все эти факторы практически невозможно предсказать, а значит, и подготовиться сложно. Гарантировать успех поступлением на определенную специальность в вузе тем более нельзя. Единственное, что сейчас дает хоть какую-то гарантию – способность отслеживать и анализировать ситуацию в России и мире, и по необходимости оперативно реагировать на нее.

    Так или иначе, есть вещи и тренды, дальнейшее развитие которых в ближайшие годы даже не ставится под вопрос. Это постепенный переход от офисного формата работы 5/2 к более гибкому графику, фриланс или проектная занятость. Также все стремятся к тому, чтобы работа приносила удовольствие, и некоторые даже готовы отказываться от дополнительных денег именно в пользу такой позиции.

    С появлением интернета университеты перестали быть единственным способом стать образованным и эрудированным. Все чаще они выполняют социальную функцию — именно здесь завязываются связи на всю жизнь. Поэтому предпочтительнее, в первую очередь, выбирать учреждения с достойным и подходящим окружением, чтобы человек в нем мог расти как личность и как специалист.

    Большинство профессий перестанет существовать или очень трансформируется в ближайшем будущем, поэтому поступать куда-то в надежде, что уж эта сфера будет востребованной, довольно глупо. В первую очередь потому, что все уже поняли, как важно заниматься тем, что интересно. Хорошо зарабатывать можно в абсолютно любой сфере, если ты заинтересованный профессионал.

    Любая профессия станет хорошей базой, но для полноценной работы всем будет необходим комплекс навыков, получить которые в рамках одной специальности в университете – невозможно. Нужно учиться постоянно.

    Есть определенный пул фундаментальных профессий, которые будут востребованы всегда: врачи, юристы, ученые, преподаватели и др. Но, например, важным требованием к хорошему врачу будет еще и умение пользоваться специальными устройствами и программами, которые постепенно появляются. Все связанное с технологиями, иностранными языками и коммуникациями будет востребовано.

    Самое главное – нельзя бояться. Какая специальность бы ни была выбрана, всегда можно переучиться. К счастью, для этого есть море возможностей: от обычной магистратуры до бизнес-курсов и обучения за рубежом. Все эти программы доступны и не требуют слишком много времени. Мир движется все быстрее, поэтому если двигаться параллельно и реагировать на все его изменения, проблемы с трудоустройством не возникнет.

    Лена Голдштейн, PR-специалист.

    Поэтому вывод будет вполне ожидаемым: поступать в 2020 году нужно на ту специальность, которая больше нравится. Тем, у кого призвание учить – идти в педагогический, у кого призвание лечить – в медицинский, кто чувствует тягу к технологиям – выбирать IT, и т.д. Современный мир не стоит на месте, но даже спустя 4 года выпускники вузов с большой вероятностью не останутся без дела.

    Источник

    Оцените статью
    Банковский сектор
    Добавить комментарий

    Adblock
    detector