Сначала — долг родине

Банк России предлагает распространить механизм «ипотечных каникул» для призывников на весь период срочной службы — то есть на один либо два года. Скорее всего, пауза в платежах распространится и на другие виды кредитов. Всех же клиентов банков без исключения ЦБ хочет защитить еще и от навязывания и подмены одних услуг другими — на этот раз уже законодательно, а не рекомендациями или добровольными стандартами.

 Сначала - долг родине

Фото: Александр Кряжев/РИА Новости

Такие изменения предложила глава Банка России Эльвира Набиуллина, выступая на ежегодной встрече с банкирами, организованной Ассоциацией банков России. Из ее слов следует, что защита прав потребителей финансовых услуг в целом станет одним из магистральных направлений работы ЦБ в этом году. Набиуллина сообщила, что «ипотечными каникулами» для заемщиков, воспользовались восемь тысяч человек (всего заявки подали 15 тысяч человек, 4 тысячам было отказано, часть заявок еще рассматривается).

Закон об «ипотечных каникулах» действует с 31 июля, он позволяет заемщикам в любой момент обратиться в банк с заявлением о приостановке или снижении выплат по жилищному кредиту на срок до полугода. Впервые это предложение прозвучало в Послании президента Федеральному Собранию в прошлом году.

Читайте также »   В России может снизиться размер выплат по ипотеке

Воспользоваться «каникулами» можно только по одному ипотечному договору, величина кредита не может превышать 15 млн рублей и в залоге должно быть единственное жилье. Запросить «каникулы» можно только в трудной жизненной ситуации — это регистрация безработным, инвалидность (в том числе и у члена семьи заемщика), временная нетрудоспособность, снижение среднемесячного дохода за два последних полных месяца более чем на 30% к предшествующим подаче требования 12 месяцам, а также рождение/усыновление детей. Каждое из этих обстоятельств придется подтверждать документально.

Статистика показывает, что массовым явлением «каникулы» все-таки не стали. «Но сколько семей вздохнули чуть-чуть свободнее, зная, что у них есть возможность уйти на каникулы, если сильно ухудшатся жизненные обстоятельства!» — сказала Набиуллина. По ее словам, это означает, что люди все-таки с большей охотой будут брать на себя риск ипотечного кредита.

Читайте также »   Короткая рабочая неделя у россиян завершится праздником

«Но сейчас мы хотим несколько расширить этот инструмент, распространив «ипотечные каникулы» на срок срочной службы призывников. Это не массовый сегмент, но мы понимаем, если молодой человек после университета успел взять кредит, а затем был призван в армию, для него и его молодой семьи это может стать очень серьезной проблемой», — подчеркнула глава ЦБ. Из слов Набиуллиной следует, что в случае с призывниками механизм «каникул» станет не только «ипотечным», но и в целом «кредитным»: он может распространиться на все потребительские ссуды сроком свыше года.

Еще одна инициатива Банка России — окончательно разобраться с навязыванием банковских продуктов и услуг и подменой одних другими (это называется «мисселинг»). До этого в ЦБ рекомендовали клиентам для борьбы с явлением внимательно читать договоры, не стесняться задавать вопросы сотрудникам банков и, если что, писать жалобы. Банкам же предлагалось формировать добровольные стандарты продаж.

Читайте также »   Эпицентр коронавируса переместился в Южную Америку

Такой подход, очевидно, не сработал. Набиуллина констатировала, что ЦБ большой заинтересованности рынка в установлении прозрачных правил игры не обнаружил. «Поэтому мы планируем обсудить законодательные вопросы наделения Банка России правом устанавливать правила продаж, которые отвечают задачам противодействия мисселингу, навязыванию дополнительных услуг, сокрытию существенной информации. Мы считаем, что этот вопрос не может оставаться дальше не урегулирован, если он не отрегулирован на уровне ассоциации, значит, нужно вводить законодательное регулирование с тем, чтобы защитить права потребителей», — заявила Набиуллина.

Кроме того, в Банке России считают, что для банков необходимо ввести обязанность рассматривать жалобы клиентов, а также установить сроки ответа на них. «У людей появится понимание, сколько времени реально займет решение их случаев. И люди не будут отказываться от отстаивания своих законных интересов просто потому, что столкнулись с волокитой и решили не тратить на это силы», — сказала Набиуллина.

Источник

Ссылка на основную публикацию
Все материалы сайта носят исключительно ознакомительный характер и не являют собой публичную оферту, которая определяется ст. №437 ГК РФ. Сайт не имеет отношения к деятельности банка и носит исключительно информационно-справочный характер.