Помощь Китая в борьбе с COVID-19 другим странам: признание ответственности и укрепление собственных позиций

Свежие новости

Банки Сегодня Лайв

Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим

А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Помощь Китая в борьбе с COVID-19 другим странам: признание ответственности и укрепление собственных позиций

Глобальная пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 продемонстрировала новое видение Китаем своей роли и миссии на международной арене, восходящей сверхдержавы, берущей на себя все большую долю ответственности за гуманистический характер глобализации.

Несмотря на то, что китайский город Ухань стал центром распространения данной пандемии, именно Китай стал первой крупной страной, продемонстрировавший эффективно работающую модель купирования данной угрозы, позволившей ему быстро оправиться от ее последствий и приступить к восстановлению своей экономической системы, оперативно помогая и поддерживая наиболее пострадавшие от COVID-19 страны – Италию, Испанию, Францию и др. Кризис предоставляет отличную возможность потенциальным лидерам мировой политической системы, в частности, Китаю — продемонстрировать свой потенциал, особенно в отношении поддержки развивающихся стран (4/5 населения Земли) со слабыми системами здравоохранения, которые в ближайшие недели могут оказаться практически беззащитными перед COVID-19.

Уже 12 марта Китай отправил первый самолет с медицинскими препаратами и врачами в наиболее пострадавшую на тот момент Италию, с 18 марта – стартовали китайские медицинские миссии во Франции и Испании (и это на фоне практически полного бездействия ЕС и попыток американцев, по словам главы французского региона Гранд-Эст Жана Роттнера, перекупать втридорога заказанные европейцами медицинские маски непосредственно на территории китайских аэропортов вылета). С 25 марта начались поставки китайской медицинской помощи в Россию, особенно в части индивидуальных защитных масок, масштабное производство которых уже развернуто на территории нашей страны, но пока еще не покрывает стремительно возросший спрос.

Помощь Китая в борьбе с COVID-19 другим странам: признание ответственности и укрепление собственных позиций

Здесь хотелось бы отметить правильно выбранный Китаем момент для оказания помощи – помощи на опережение, которая помогает сбивать волну распространения вируса, так как уже через 2-3 недели потребность России в подобной помощи объективно снизится.

На фоне прозвучавших в отдельных западных медиа антикитайских заявлений (Financial Times, The Guardian, Le Monde, La Stampa, wPolityce и др.), сопровождавшихся публичным отказом таких стран как Испания, Турция, Нидерланды и Грузия от «некачественных» китайских масок и тестов (некачественными оказались только те маски и тесты, которые были приобретены данными странами у сторонних китайских поставщиков, не связанных лицензионными обязательствами с минздравом КНР), хотелось бы отметить, что помощь Китая носит одновременно и этический, и прагматический характер. С одной стороны, Китайская Народная Республика является членом ООН, ВОЗ и ответственна перед мировыми сообществом за преодоление чрезвычайной ситуации в области здравоохранения, связанной с пандемией COVID-19, с другой стороны, победа над COVID-19 сначала внутри Китая, а затем и по всему миру отвечает экономическим интересам КНР, критически зависящей от сбыта своей продукции и поставок энергоресурсов из других стран. Здесь важно также отметить взаимосвязанность двух крупнейших экономик мира — Китая и США, образующих в своем единстве своеобразную «Кимерику» (по точному выражению историка Ниала Фергюсона и экономиста Морица Шуларика): так, США являются крупнейшим в мире потребителем китайских товаров, а Китай выступает крупнейшим в мире иностранным держателем казначейских обязательств США, поддерживая тем самым доверие к доллару США.

В этой связи интересно отметить, что торговая война между США и Китаем, несмотря на сделку «первого этапа» в январе 2020 года, отражает процессы объективного усиления роли Китая в мировой торговле и возобновится, как только страны оправятся от COVID-19. При этом Китаю будет крайне трудно выполнить обещание «первого этапа» по закупке американских товаров до 2021 года на сумму в 240 млрд долларов в связи с замедлением китайской экономики и падением спроса внутри страны. Более того, последствия сделки «первого этапа» могут привести к усилению позиции ЕС на предстоящих переговорах по вопросу заключения инвестиционного соглашения с КНР. В этой связи Китай будет стремиться пересмотреть данную сделку, которая бьет не только по его интересам, но и по интересам его партнеров среди развивающихся стран, начавших еще в 2019 году процесс вхождения на рынок КНР и замещения американских производителей. В противовес этому США в лице Трампа стремятся заключить с Китаем сделку «второго этапа» (вероятнее всего после победы над COVID-19), где в обмен на отмену американских пошлин на китайские товары от Китая будут требовать структурных реформ и отказа от государственных инвестиций в проекты по построению инновационной экономики, что потенциально может поколебать экономическую основу социализма и авторитет Коммунистической партии Китая.

Несмотря на временное затишье в непростых и подверженных частым кризисам китайско-американских и российско-американских отношениях, отправку в США китайской и российской медицинской помощи, завершение пандемического кризиса застанет мировую экономику в состоянии рецессии и снижения мирового ВВП на 1-3% по итогам 2020 года, сокращения золотовалютных резервов развивающихся стран, в свою очередь, даст стимул к новому витку международной напряженности и обострения многочисленных конфликтных разломов на Ближнем Востоке, в Восточной Европе и Юго-Восточной Азии. Безусловно, завершение пандемии COVID-19 потребует от всего мирового сообщества по-новому взглянуть на существующие механизмы противодействия биологическим угрозам на базе ООН и ВОЗ, пересмотреть их теоретическую и практическую составляющие на базе лучших страновых практик по цифровизации управления (см. цифровая революция в Китае), создать новые международные механизмы быстрого реагирования на глобальные пандемии, включая поддержку национальных систем здравоохранения по всему миру, исключающие политику национального эгоизма и исключительности перед лицом общей беды.

Помощь Китая в борьбе с COVID-19 другим странам: признание ответственности и укрепление собственных позиций

Отдельно хотелось бы отметить ожидаемо негативную реакцию ряда зарубежных СМИ (BBC, Bloomberg, La Stampa и др.) на процесс оказания медицинской помощи Италии со стороны Российской Федерации, которая уже 22 марта отправила свой первый самолет с медиками и оборудованием на итальянскую военную базу Пратика-ди-Маре под Римом. Однако, несмотря на обвинения России в бесполезности оказываемой помощи или даже шпионаже, российские военные вирусологи и оборудование уже сейчас оказывают реальную помощь итальянскому обществу (например, дезинфецируют пансионаты для пожилых людей в городах Ломбардии или оборудуют больницу в Бергамо и спасают больных коронавирусом), тогда как помощь ЕС и США расписана пока еще только на бумаге и может запоздать. Это в очередной раз доказывает отсутствие в действиях России мотивов традиционной геополитики (доминирования и наращивания ресурсов), в которых ее пытаются обвинять, но подчеркивает конкурентные преимущества современной российской дипломатии и реализации на практике концепции «умной силы»:

  • нацеленность на решение конкретных международных проблем всеми имеющимися средствами,
  • гуманистический характер ценностей, заложенных в основе ее внешней и внутренней политики,
  • акцент на совместных усилиях по борьбе с новыми и традиционными международными вызовами.
  • Источник

    Оцените статью
    Банковский сектор
    Добавить комментарий

    Adblock
    detector