Банки Сегодня Лайв
Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим
А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.
США для поддержки своих граждан во время эпидемии COVID-19 приняло решение «безразборной» раздачи денег населению. Наш эксперт рассказывает, почему такое мы вряд ли увидим в России.
В условиях широких карантинных ограничений, которые, согласно опыту КНР, могут продлиться в среднем от 1,5 до 3 месяцев, все больше россиян начинают испытывать финансовые трудности, связанные с исчерпанием своих финансовых резервов и приближением горизонта неплатежей по взятым на себя кредитным обязательствам. При этом для многих граждан, занятых в коммерческом секторе и живущих от зарплаты до зарплаты, актуализируются риски, связанные с банкротством их работодателей, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, столкнувшегося с обвальным спросом на свою продукцию или услуги.
В этой связи в медиа-сфере все чаще раздаются призывы к переходу российского правительства к политике «раздачи денег» населению по модели США и стран Западной Европы (в частности, об этом заявил председатель правления Сбербанка России Герман Греф ).
Есть ли возможность раздать?
Оценивая возможности России по «раздаче денег» в 10-12% ВВП, большинство экспертов подчеркивают прочность российской финансовой системы, все еще довольно низкий уровень внешнего долга России (36% от ВВП, что в 2-3 раза ниже, чем в среднем по странам Запада), большой объем накопленных международных резервов (более 560 млрд долларов США — 4 место в мире после Китая, Японии и Швейцарии).
Вместе с тем, в отличие от США или ЕС, обладающих суверенными эмиссионными центрами в лице ФРС и ЕЦБ, который вместе контролируют около 85-86% международных накоплений, Россия не имеет подобного источника пополнения рублевой массы, подкрепленного большим объемом внутреннего рынка и конкурентоспособностью отечественной экономики, и не может привлекать дополнительное финансирование с помощью выпуска государственных долговых обязательств, выкуп которых со стороны российского ЦБ ограничен накопленными валютными резервами. При этом возможности ЦБ России по эмиссии рублевой массы де-факто ограничены коридором инфляционных ожиданий российского правительства, расширение которого ожидаемо приведет к росту среднего уровня цен и обесцениванию розданной населению рублевой массы.
Может получиться только хуже …
Политика «раздачи денег» может носить кратковременный и точечный характер, направленный на поддержку социально незащищённых групп населения, тех, кто в результате пандемийного кризиса остался без средств к существованию, однако данная политика упирается в ограниченный объем накопленных государством резервов, обеспечивающих стабильность макроэкономических показателей России и позволяющих государству поддерживать стратегические отрасли экономики. Ключевая цель политики «раздачи денег» – помочь населению продержаться в течение 2-3 месячного периода вынужденной самоизоляции, не допуская значимых социальных волнений и криминализации общества.
Раздача всех накопленных в стратегических фондах «денег» населению в условиях неопределённости мировой экономики и падения ресурсных рынков в перспективе полугода-года несёт в себе куда больше рисков, чем незначительный рост безработицы и ограниченное падение жизненного уровня населения, например, ставит под вопрос выполнение социальных обязательств государства перед населением – выплату зарплат, пенсий и пособий в полном объёме, а также существенно затрудняет подготовку к посткризисному периоду ускоренного восстановления экономики России.
Иной подход
Считая политику «раздачи денег» только одной из возможных и адресных социальных мер, компенсирующих минимально необходимые расходы граждан в период вынужденной самоизоляции, российское государство выдвигает иную стратегию поддержки россиян в условиях сокращения финансовых возможностей отечественных домохозяйств. На фоне антиинфляционной политики ЦБ, снижению и удержанию на уровне 5,5% значения ключевой ставки, ограничивающей раздувание денежной массы, Правительство России помимо уже принятых первоочередных мер поддержки приняло решение с 1 мая 2020 года безвозмездно обеспечить компании малого и среднего бизнеса финансовыми средствами на выплату заработной платы в размере по 12130 рублей на одного работника.
В США этот показатель равен 1200 долларам в месяц, что примерно соответствует минимальной потребительской корзине американца. Данная мера способствует сохранению рабочих мест в таком чувствительной секторе экономики как малый и средний бизнес, поддерживает покупательную способность населения, потребительская активность которого крайне важна для поддержания внутреннего рынка, временно отгороженного от международной торговли.
Составление списка системообразующих предприятий российской экономики и их поддержка льготными кредитами на пополнение оборотных средств, поддержка ключевых отраслей экономики, включая банковский сектор, транспорт, энергетику и строительство, обеспечение устойчивости и сбалансированности региональных бюджетов – все эти меры призваны обеспечить устойчивость российской финансово-экономической системы и позволить России пройти данный кризис с минимально возможными потерями – спадом ВВП России по итогам 2020 года на 4% при базовом сценарии (на фоне ожидаемого снижения мирового ВВП на 4-4,5%).
В заключении …
Можно провести аналогию между политикой «раздачи денег» населению и финансированием противопожарной службы в условиях ограниченных ресурсов: если потратить все деньги на зарплаты пожарным, то на каком-то этапе не хватит средств на обслуживание пожарных машин и тушение пожаров.
Государственная стратегия по преодолению пандемийного кризиса не должна ограничиваться только «раздачей денег», но должна опираться на более системные меры поддержки работодателей, в частности: компенсировать выпадающие доходы внебюджетных фондов при одновременной временной отмене страховых взносов, субсидировать зарплатные фонды в размере средней зарплаты по отрасли, в качестве экстренной меры временно отменить НДФЛ, налог на прибыль и НДС, компенсируя регионам выпадающие доходы консолидированных бюджетов. Тем самым государство, используя накопленные объемы денежной массы, поддержит работодателей и сохранит рабочие места, которые будут особенно востребованы в посткризисный период восстановления российской экономики.