Банки Сегодня Лайв
Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим
А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.
Наш эксперт доступно объясняет, в каких случаях в России и мире цена на бензин для конечных потребителей может снижаться, а когда она растёт. Какое влияние при этом оказывает биржевая цена на нефть и правительство.
Поведение цен на бензин в России кратко, но точно описывается анекдотом. Итак, бензин в России дорожает в трех случаях:
- Нефть на мировом рынке подорожала, бензин подорожал, логично? Логично.
- Нефть подешевела на мировом рынке, бензин дорожает, чтобы компенсировать потери от продажи нефти, логично? Логично.
- Нефть не меняется в цене, бензин дорожает, потому что инфляция, логично? Логично.
А возможен ли четвертый случай, когда в России цена на бензин будет падать вместе с ценой на нефть? Точнее сказать, цена на бензин будет отражать, пусть и не в полной мере, цену на нефть.
Ситуация в мире
Бензин производится из нефти, причем в зависимости от сорта нефти и технологических условий переработки выход бензина составляет от 54% до 65%, во всяком случае, точно больше половины. Логично было бы предположить, что в цене бензина существенную долю должна составлять цена нефти.
Теперь посмотрим на графики изменения цены на нефть и цены на бензин за последние три месяца в США, Германии, Саудовской Аравии и России.
И без всяких расчетов видно, что цена бензина сильно зависит от цены на нефть и в США — в стране, которая входит, вместе с Россией и Саудовской Аравией, в тройку лидеров по добыче нефти, и в Германии, которая полностью закупает нефть на внешнем рынке.
Конечно, для оценки динамики цены бензина в Германии более корректно было бы привести динамику курса евро/доллар, но картинка принципиально не измениться, так как эти колебания не превышали 5%.
А если посмотреть зависимость цен на бензин от стоимости нефти в Саудовской Аравии. Интересный график, не правда ли?
При взгляде на рисунок 4 ясно и без расчета, что ни о какой связи с чем бы то ни было во внешнем мире речь не идет. Если посмотреть динамику цен на бензин в Саудовской Аравии за более длительный период, то становится ясно, что цена устанавливается по желанию правящего шейха, вероятно исходя из каких-то его представлений о разумной цене, и никак не зависит от цены на нефть на мировом рынке.
При этом надо отметить, что бюджет Саудовской Аравии в значительной степени зависит от доходов, поступающих от продажи нефти. Но нефти там так много, а страна не так велика, чтобы обращать внимание на колебания цен на нефть на мировых рынках. Да и себестоимость добычи у саудитов одна из самых низких в мире, а качество — одно из самых высоких.
Хотя, надо отметить, что и Саудовская Аравия последнее время стала заявлять о том, что готова развивать другие отрасли промышленности и постепенно убрать абсолютную зависимость бюджета страны от цены на нефть.
Ситуация в России
А что же Россия? Мы входим в тройку лидеров по объемам добычи нефти, наряду с США и Саудовской Аравией. Да, себестоимость нефти у нас выше, чем у саудитов, прежде всего потому, что условия добычи, и климатические, и технологические, существенно сложнее. Основной объем добываемой нефти, идущей на экспорт, составляет марка Urals, уступающая по качеству и ближневосточной нефти, и североморской Brent, и американской западнотехасской WTI. Наша Urals более тяжелая и более сернистая, поэтому несколько сложнее в переработке и дает меньший выход легких фракций, в том числе бензина. Поэтому и стоит на мировом рынке несколько дешевле.
Но все равно, логично предположить, что если Россия — не закрытая монархия, как Саудовская Аравия с декларативными ценами на нефть, а открытая страна, которая провозгласила построение рыночной экономики, цена на бензин внутри страны должна зависеть от мировых цен на нефть. Это так и в США, входящей в тройку лидеров не только по добыче, но и по объему экспортируемой нефти, так и в Германии, импортирующей весь объем нефти.
Посмотрим, как менялась цена бензина в России за последние три месяца. Видно, что она практически не изменилась, колебания составляют не более 0,1%, несмотря на падение цены на нефть более чем в два раза.
Надо сказать, что цена на бензин в России росла практически всегда, но до конца 2018 года колебания цен на бензин все таки были более существенными, и больше зависели от цены нефти на мировом рынке..
Начиная с 1 января 2019 года, цена бензина в России формируется с использованием «демпфирующего механизма», суть которого состоит в том, что государство возмещает НПЗ разницу средней экспортной цены на нефть и внутренней стоимости бензина. Но, если цена на нефть опускается ниже установленного уровня демпфера, то уже нефтяники перечисляют в бюджет разницу между внешними и внутренними ценами, что сейчас и происходит.
Эффективность демпферного механизма подвергается сомнению, хотя он и сгладил колебания цен на бензин. Однако, в нынешней ситуации снижения цен на нефть, отрицательный демпфер резко тянет вверх акцизы и не позволяет снижаться внутренним ценам вслед за мировыми.
Кроме того, акциз, НДС и налог на добычу полезных ископаемых составляют сейчас более 70% стоимости бензина. Сюда же надо добавить маржу АЗС, а это составляет 5-10% в зависимости от региона и сети АЗС.
Таким образом, механизм ценообразования на бензин внутри страны таков, что собственно цена нефти в цене бензина составляет не более 7%, и говорить сегодня о каком-либо снижении цен на бензин внутри страны, несмотря на столь значительное падение цен на нефть, вряд ли возможно.