Банки Сегодня Лайв
Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим
А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.
В 2019 году учителей обрадовали тем, что за трудоустройство в сельской местности будут давать по миллиону рублей. Программу запустили, но она оказалась не такой уж привлекательной. Оказалось, что за деньги придется побороться, и никаких гарантий трудоустройства нет. Мы попытались разобраться в условиях программы и рассказать о ней своим читателям.
Сколько учителей не хватает в России?
В России трудятся более миллиона учителей, а всего в школах насчитывается полтора миллиона педагогических работников. Это одна из самых массовых профессий в России, но и здесь существует проблема недостатка кадров.
Но исторически сложилось так, что профессия педагога всегда оставалась низкооплачиваемой. В XXI веке она стала еще и не очень престижной. Не помогли решить материальные проблемы учителей и пресловутые «Майские указы», по которым учитель не может получать меньше средней зарплаты по региону – эти указы попросту не выполняются.
По словам предыдущего министра просвещения Ольги Васильевой, в российских школах не хватает около 10% педагогов. Так, наибольший дефицит учителей фиксируется по таким направлениям:
Другими словами, если общий дефицит учителей составляет 10%, а по каким-то предметам школы укомплектованы почти полностью, то по самым «редким» предметам на каждого учителя может приходиться на 20-30% больше нагрузки.
В России существует обширная система подготовки педагогических кадров, и она получает значительное количество бюджетных мест. В 2020/2021 учебном году число бюджетных мест вырастет еще сильнее – это будет 88 тысяч (и это более 17% от общего числа).
Тем не менее, проблема остается. Ее масштабы озвучиваются разные – кто-то говорит о нехватке 12 тысяч учителей, а кто-то – о 180 тысячах. С другой стороны, объявленная программа «Земский учитель» пока имеет явно небольшие масштабы – через нее планируется закрыть чуть более 3,5 тысяч вакантных мест.
Что касается сельских школ, то отчетливого дефицита педагогических кадров там тоже пока не видно: в 26 тысячах таких школ работают 420 тысяч педагогов, и они обучают 3789 тысяч учеников. На каждого учителя – 9 учащихся, что по меркам городских школ очень немного.
Проблема сельских школ, скорее, в другом: зарплаты несоизмеримо более низкие по сравнению с городскими, а в малокомплектных школах один учитель может работать с двукратной нагрузкой в 36 часов в неделю. В этом случае обычно принимают на работу еще одного учителя, но против уже администрация: если увеличится число учителей, средняя зарплата снизится. А это уже путь к невыполнению «Майских указов» (будто они выполнялись до этого).
Поэтому ситуация с целесообразностью новой программы не такая очевидная, как кажется на первый взгляд: если исходить из цифр, сельские школы не испытывают острого дефицита в специалистах.
Но есть и другая сторона: из тех, кто там уже работает, многим осталось совсем немного до пенсии, и прием новых молодых учителей не только закроет потребность в педагогических кадрах в будущем, но и даст ученикам новый импульс к развитию.
Что это за программа, ее история
Понятие «земский учитель» происходит от времен появления земских школ, когда учителя переезжали из городов в села при Александре II. Земские школы финансировались органом местного самоуправления – земством, которое и определяло, сколько учителей нужно школам. Как следует из литературных источников, в села ехали представители двух социальных групп – идеалисты, которые хотели «сеять разумное, доброе, вечное», и те, у кого было не очень хорошо с деньгами.
Было что-то похожее и в советское время, когда выпускников педагогических институтов распределяли на работу, и часто именно в село. Кстати, в некоторых райцентрах были даже свои пединституты, «заточенные» под выпускников местных и сельских школ – отучившись, они возвращались обратно и работали в своих же селах.
В 90-е система стала давать сбои: обязательной работы по распределению не стало, а пединституты стали университетами. Престиж учительской профессии стабильно падал, как и их зарплаты в реальном выражении. Сейчас из выпускников педагогических вузов в школы идут работать очень немногие – и даже из них некоторые не выдерживают и увольняются.
О проблеме говорят уже давно, еще с 2012 года ее пытались решить за счет «Майских указов», но, как известно, средняя зарплата учителя (а это, к слову, более 41 тысячи рублей) все еще не достигла средней зарплаты по всей стране.
И в 2019 году президент России Владимир Путин в рамках ежегодного послания Федеральному собранию анонсирует запуск программы «Земский учитель». Название и суть программы в целом повторяют уже давно работающие программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер», по которым при переезде на работу в сельскую местность медики получают, соответственно, по 1 миллиону или по 500 тысяч рублей.
Программа «Земский учитель» стала частью государственной программы «Развитие образования». Ее оформили несколькими документами:
Фактически вышло так, что каждый регион самостоятельно устанавливает правила участия в программе, но эти правила в целом одинаковы.
Итак, условия программы «Земский учитель» таковы:
Последний пункт стал самым неприятным для тех, кто недавно устроился на работу в сельской школе – они уже не получат миллион рублей.
Программа оказалась не очень масштабной – в ней заявлено чуть более 3500 вакансий. И это не единственная ее проблема.
Как принять участие, и кто может это сделать
Основные условия программы понятны: учитель в возрасте до 55 лет трудоустраивается в школу, которая участвует в программе, получает миллион (или два) рублей, отрабатывает 5 лет и уже ничего не должен государству.
Если трудовой договор будет расторгнут по инициативе учителя, ему придется вернуть миллион в течение 30 дней, иначе – суд и принудительное взыскание.
С начала 2020 года программа запущена, уже утвержден график программы, и он такой:
Соответственно, сейчас идет только первый этап – ознакомление с вакансиями и подача заявок. Для этого открыли специальный сайт – zemteacher.edu.ru.
Сайт достаточно простой – там есть функционал личного кабинета и перечень из 3589 вакансий. Для регистрации личного кабинета нужно заполнить основные поля регистрационной формы. Это не очень сложно:
После заполнения всех полей на указанный адрес электронной почты автоматически придет сообщение с логином и паролем от личного кабинета сайта (логин – это и есть адрес электронной почты).
Авторизовавшись на сайте, можно искать вакансии (хотя информация о них доступна и без регистрации). Есть удобная форма для фильтра вакансий: там можно выбрать конкретный регион и населенный пункт, указать расстояние от своего города (напомним, оно не может быть меньше 200 километров), предмет и учебную нагрузку:
По одному и тому же предмету можно найти вакансии в разных городах и с разной учебной нагрузкой:
Главная проблема перечня вакансий – там не указывается сумма зарплаты. Возможно, дело в том, что раскрывать уровень дохода учителей в конкретных школах не разрешает законодательство о персональных данных.
Следующая проблема – описания вакансий. В некоторых школах они заполнены максимально подробно, например, как здесь:
А другие школы ограничиваются только поверхностным описанием вакансии:
Кроме описания вакансий, иногда дается краткая информация о том, что ждет учителя на новом месте – фотографии школ, описание населенного пункта, и даже предлагаемые меры социальной поддержки.
Например, эта школа помогает учителям с оплатой жилья за счет муниципального образования:
Что касается собственно вакансий, есть разные требования к учителям. Вообще изначально предполагалось, что особых требований к опыту работы педагогов не будет, однако по факту некоторые школы прямо требуют, чтобы у соискателя был опыт в 2 или в 5 лет.
Однако в реальности даже этот опыт не гарантирует трудоустройства – из-за большого количества соискателей при наличии двоих или более кандидатов, среди них будет проводиться конкурсный отбор. И там, вероятно, победит специалист с бОльшим опытом работы, квалификационными категориями, наградами и другими преимуществами.
Следующая особенность – разные условия участия для разных регионов. Они могут отличаться, например, по части приоритетности при конкурсном отборе. Например, в Краснодарском крае отдадут приоритет уроженцу населенного пункта, где находится школа, и тем, кто в этой школе учился. А для Новгородской области и некоторых других регионов никакие дополнительные критерии не прописываются.
Сама процедура подачи заявки реализована на сайте. Пока неизвестно, будут ли какие-то проблемы, и можно ли подавать несколько заявок (в разделе с вопросами и ответами пишут, что можно – но при этом просят учитывать условия программы, где об этом ничего не сказано).
После подачи заявки через сайт нужно связаться с региональным оператором программы. Кстати, подать заявку можно не только электронным способом, это можно сделать и на бумажном носителе, региональный оператор и уполномоченный орган указан для каждого региона на сайте программы.
Дальше нужно собрать документы. Так, например, в Краснодарском крае просят предоставить такие документы, как:
Соответственно, все это предстоит собрать, отсканировать и отправить региональному оператору программы. На сайте говорится, что все это можно сделать в электронном виде – но, как всегда, есть риск, что придется делать заверенные нотариально копии и отправлять их по обычной почте.
Что касается способов отправки документов – об этом расскажут только в региональном операторе (обычно это региональные институты развития образования). В стране 85 регионов и, в теории, у каждого оператора могут быть свои условия и особенности.
Денежная сторона вопроса – миллион плюс зарплата
Главное, для чего задумывалась эта программа – стимулировать учителей переезжать на работу в сельскую местность, и главным стимулом, конечно же, является единоразовая выплата в миллион рублей (а в регионах ДФО – все 2 миллиона).
Эти суммы начнут приходить трудоустроившимся учителям после 1 октября, но уже известно, что их решено освободить от налогообложения (то есть, учитель получит на руки именно 1 000 000 рублей, а не 870 000 рублей).
С этим все достаточно понятно – процедура была многократно повторена с выплатами по аналогичным программам для врачей и фельдшеров.
Но главное, чего нельзя понять по сайту с вакансиями – какими будут зарплаты на новом месте работы. Как говорят люди, знакомые с системой образования, на одну ставку в сельской школе можно зарабатывать лишь 12-15 тысяч рублей в месяц. Это достаточно быстро нивелирует выгоду участника программы от полученного им миллиона.
Конечно, хочется переехать на работу в какой-нибудь интересный регион. Например, в Краснодарский край, Ростовскую область, в Крым или Подмосковье. Вакансии по программе есть и там, но в данном случае нужно смотреть и на зарплаты.
Недавно Росстат опубликовал результаты исследования социальной сферы. Кроме прочего, в него вошла информация о средних зарплатах в российских школах по разным регионам. Средняя зарплата учителя в стране, как оказалось, составила 41 116,2 рублей, но по регионам суммы очень разные:
То есть, на 3 вакансии в Чукотском АО (2 в Анадыре и 1 в селе Нунлигран) будут претендовать достаточно много учителей, тогда как 16 вакансий в Северной Осетии, вероятно, окажутся не столь популярными.
Но ориентироваться лишь на зарплаты тоже не стоит – в разных регионах разный уровень цен, и в этой связи 100 тысяч рублей зарплаты в Чукотском АО фактически будут соответствовать тем же 40 тысячам в другом регионе.
Тем не менее, вакансии в регионах от Чукотки до Мурманской области (за минусом, конечно, Москвы и Санкт-Петербурга, где живет явно больше 50 тысяч человек) будут весьма востребованными. Востребованными окажутся и вакансии в привлекательных для жизни регионах вроде Крыма, Севастополя или Краснодарского края.
Кстати, Краснодарский край в последние годы переживает демографический и миграционный бум – и там более 100 вакансий учителей. В новых районах городов открываются новые школы и в них пока еще некому работать.
С точки зрения денег есть еще один важный критерий для выбора – наличие других социальных программ для учителей и других бюджетников. В некоторых населенных пунктах и регионах можно получить «подъемные» (независимо от миллиона), помощь в оплате аренды жилья, где-то предоставляют само жилье.
В таком случае учитель сможет даже не тратить миллион на жилье – если оно будет предоставлено за счет бюджета. И этот вариант окажется выгоднее даже с более низкой зарплатой, чем вакансия в другом городе, но без компенсации жилья.
Первые результаты и первые проблемы
На данный момент продолжается лишь первый этап, поэтому о каких-то окончательных результатах говорить еще рано. Однако цифры есть, и они неутешительны. Так, всего программа рассчитана на 4400 вакансий, а в 2020 году выплаты получат 1800 учителей (почему тогда на сайте 3589 вакансий – большой вопрос).
И уже сейчас заявки подали 7200 претендентов на миллион. Другими словами, средний конкурс составит более 4 человек на место, а учитывая оставшееся до середины апреля время, он будет еще и больше (не говоря уже о том, что такое количество никак не закроет потребность в 12 тысячах учителей).
В реальности картина чуть иная: есть более популярные вакансии, есть менее популярные. К тому же учителей по одним предметам требуется больше, чем по другим – и это тоже ужесточает конкурс по отдельным вакансиям.
Так, предложения о работе есть, например, в поселке Пирогово, который относится к городскому округу Мытищи в Московской области. Очевидно, что с учетом более высокой зарплаты и близости к столице на должность в этой школе может претендовать лишь самый опытный и квалифицированный педагог.
По сути, для большинства учителей участие в конкурсе окажется лотереей – и, если заявку подаст кто-то с более серьезным опытом работы и квалификационной категорией, победить будет сложно.
Однако проблемы есть и в других аспектах:
Так что в нынешнем виде программа «Земский учитель» оставляет больше вопросов, чем дает ответов: она вряд ли серьезно повлияет на кадровую проблему в сфере образования, а конкурс обещает быть таким серьезным, что программа воспринимается скорее, как лотерея.