Банки Сегодня Лайв
Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим
А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.
Распространение пандемии коронавируса и практически одновременный обвал рубля стали самым мощными факторами, влияющими на покупательские настроения в первой половине года. В новостях призывы не паниковать сменяются фотографиями стремительно пустеющих полок.
Сейчас психологию поведения покупателей формируют сразу несколько факторов.
Какие товары/услуги будут пользоваться спросом в ближайшее время
На первом месте, конечно, продукты. Причем, именно те, которые имеют продолжительный срок хранения – крупы, консервы, сахар, соль, кофе, чай. Анализ рынка сбыта за последние дни показал, что мясо тоже буквально сметают с полок, и эта тенденция явно сохранится.
Большинство наверняка уже заметили почти анекдотичную ситуацию с гречкой – это, кстати, и пример «исторической памяти», и показатель определенного географического влияния. Нельзя исключать, что товары, ассоциативно связанные с пораженным коронавирусом зарубежьем, будут пользоваться меньшим спросом, чем те, которые ассоциируются со «своим, отечественным».
Примерно на том же уровне популярности, что и продукты, находится туалетная бумага, как товар первой необходимости. К бытовым моющим средствам и средствам гигиены (шампуням, зубной пасте, прокладкам и т.д.) отношение спокойнее, но спрос тоже возрастает.
Медицинские товары – все, что относится к обеззараживанию. Плюс – определенно вырастет спрос на лекарственные безрецептурные препараты. Потому что, несмотря ни на что, тенденция к самолечению в России очень высокая. Многие будут закупать противовирусные и противопростудные средства в надежде на то, что это поможет. Остается только надеяться, что призывы при недомогании обращаться к врачам, все-таки окажут влияние на большую часть населения.
Корма для животных – особенно учитывая, что в основном пользуются спросом импортные товары. Тут подключаются еще и опасения, что прекратятся поставки и товар закончится.
Финансовые услуги – несмотря на нестабильную ситуацию как раз переживают подъем. Особый интерес вызывает инвестиционная сфера, и это логично. Опасаясь надвигающего кризиса, люди заинтересованы в том, чтобы понять, как хотя бы сохранить (а лучше – преумножить) имеющиеся средства. Можно предположить, что кредитная сфера так же переживет как минимум кратковременный подъем – особенно в микрофинансовой сфере и сфере оформления кредитных карт. Это такие «инструменты», которые позволяют быстро получить небольшую сумму и, например, сделать продуктовые запасы до зарплаты.
Как долго сохранится подъем
Взлет покупок очевидно сохранится в ближайшие 2 недели. Многое зависит от того, как дальше будут развиваться события. Если ситуация останется стабильной, покупательский ажиотаж постепенно придет в норму. Под «стабильной» имеется в виду не отмена карантина в принципе – а просто отсутствие ухудшения ситуации. Сейчас рост спроса стимулируется даже не уже произошедшими событиями, а их стремительным развитием. Мгновенно включается прогноз «скоро будет еще хуже», и именно эти опасения активизируют покупательское поведение.
Повлиять на покупательские настроения могут и цены. Уже сейчас отмечается их постепенный рост. И это дополнительный стимул – люди стараются запасти максимум, пока не стало дороже. С остановкой роста цен также немного снизиться и покупательская активность.
Кроме того, можно ожидать, что в разумных пределах повысится спрос и на те товары, которые традиционно не относятся к «запасам на черный день».
Психология покупателя – запущенный круг
Психологический анализ показывает, что взлет спроса в кризисные периоды (к которым можно отнести и пандемию) – это не столько рациональное, сколько компульсивное поведение. Выработанное у нас средство самоуспокоения.
Но дело в том, что эта механика не работает, как «тумблер» – купил необходимые товары и успокоился. Даже после того, как куплено все, что нужно, еще сохраняется некий «тормозной путь», во время которого человек в принципе склонен совершать импульсивные покупки.
Поэтому помимо роста спроса на продукты, медицинские и хозяйственные товары, можно ожидать умеренный рост спроса и в остальных сферах – за счет необходимости погасить стрессовое состояние некими «приятными эмоциями». Такими эмоциями может стать как радость от покупки сама по себе, так и ощущение, что удалось сэкономить и/или определенная конформность по принципу «все покупают, значит, и мне тоже надо купить».