Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок был обеспеченным и финансово независимым, когда вырастет. Финансовый журналист и инстаграм-блогер Ксения Падерина рассказала, какие правила стоит соблюдать для этого.
- 1. Давать детям личные карманные деньги
- 2. Держать ребёнка в курсе бытовых вопросов
- 3. Не платить за хорошие оценки и/или работу по дому
- 4. Обсуждать с ребёнком финансовые аспекты, встречающиеся в сказках, фольклоре
- 5. Не мотивировать деньгами отказ от вредных привычек у подростков
- 6. Покупать подросшим детям недвижимость как стартовую площадку
- 7. Помочь получить платное высшее образование
1. Давать детям личные карманные деньги
Всё зависит от возраста ребёнка. В начальной школе, когда ребенок обычно не гуляет один по улицам и не живёт относительно самостоятельной жизнью, личные деньги, как правило, не нужны: их просто некуда тратить. Особенно сейчас, когда в школах введены карточки и прочие инновации. А вот в более старших классах правильно, когда у ребёнка есть свои деньги, — так он будет учиться ими распоряжаться.
Уже с 10–11 лет можно выдавать ребёнку деньги на неделю вперёд. Так, если бюджет — 200 ₽ в день, давайте сразу 1000 ₽ на неделю. Тогда ребёнок будет учиться тратить понемногу, исходя из конкретных потребностей. При этом не стоит ругать ребёнка, если он сразу же в понедельник потратит весь недельный запас. Это его выбор и важный урок.
При этом не стоит жалеть чадо и тут же снова давать деньги на оставшиеся до конца недели дни. Эта ситуация ничему его не научит. Он будет знать, что мама или папа всегда выдадут финансы снова, поэтому зачем учиться их тратить, планировать свои расходы?
Очень важно такие уроки проходить в детском возрасте, а не в 20–25 лет. Грустно, когда взрослый человек тратит всю зарплату в один день. Чтобы этого не случалось, надо вовремя учиться распределять финансы.
Мама не должна всю жизнь приходить на помощь, иначе даже выросший ребёнок так никогда и не повзрослеет, и это станет большой проблемой.
2. Держать ребёнка в курсе бытовых вопросов
Ребёнку уже с детсадовского возраста полезно рассказывать о том, что у родителей есть обязательства. Даже дошкольнику нужно объяснять, что вы сейчас не можете купить сотую игрушку, потому что сперва нужно заплатить за квартиру, за свет, за телефон и интернет, купить продукты. Таким образом мы показываем ребёнку, что есть обязательные, необходимые, первостепенные траты, а потом уже — все остальные.
Можно познакомить малыша с понятием приоритета: игрушечная машинка — не приоритет, а электричество и вода в квартире, чтобы он смог посмотреть мультики, помыть руки, — да. Эти вещи нужно проговаривать дошкольнику именно на таком, доступном уровне.
Можно рассказывать ребёнку и о том, что у вас, например, есть ипотека. Объяснить, что определённую часть нашей зарплаты мы сейчас должны отдавать банку за квартиру. И мы не можем не отдать эти деньги, потому что иначе банк захочет нас выселить из квартиры. Это нужно проговаривать, чтобы ребёнок не жил в иллюзиях о том, что деньги появляются сами по себе.
При этом существует важная грань. Не стоит подавать бытовые вопросы как проблемы. Нельзя говорить: «Вот мы свозили тебя на море, а теперь у нас есть кредит». Это исключительно проблема родителей, и не нужно вешать такой груз ответственности на малыша. Иначе у него могут появиться негативные денежные установки.
В более старшем возрасте правильно поддержать ребёнка, если он захочет сам зарабатывать. Например, в 14 лет он может начать разносить газеты или выгуливать собак. Но ни в коем случае не надо говорить ему, чтобы он тоже часть своих денег отдавал на погашение ипотеки. Это обязательство родителей, а не его. Не ребёнок брал ипотеку, а вы!
3. Не платить за хорошие оценки и/или работу по дому
У каждого из нас в семье есть свои дела и обязанности. Маме никто не платит за готовку, а папе — за то, что он, например, прибьёт дома полки или вынесет мусор. И если родители просят ребёнка сделать уборку в своей комнате — это его обязанность. Это труд во благо внутри семьи, и такой труд не должен оплачиваться деньгами.
А вот за труд вне семьи вполне можно и даже нужно платить. Например, за выгул своего домашнего питомца платить не надо, а за выгул соседской собаки — обязательно. Ведь это не внутрисемейная обязанность ребёнка, а подработка.
Есть родители, которым оплата подобного труда кажется «стыдной», и они предлагают ребёнку сделать это бесплатно. Такой подход может привести к тому, что во взрослой жизни ребёнку так же будет «стыдно» брать деньги за любую свою работу. Разве мы хотели бы этого?
Что касается оценок — первое время родителям кажется, что оплата за них работает и мотивирует. Если ребёнок учился плохо и тут вдруг ему начали платить за хорошие оценки, его энтузиазм сначала повысится, он начнёт стараться, чтобы заработать. Но как только у него появятся первые трудности и проблемы в учёбе (ведь не всем легко даются абсолютно все предметы), он просто отчается, система оплаты за оценки приведёт его в тупик.
Если вы платите по факту, например, за «пятёрку» — 100 ₽, а за «тройку» — минус 100 ₽, то ребёнок будет чувствовать, что не имеет права на ошибку. Это вызовет стресс. И в какой-то момент его мотивация рухнет — он снова перестанет хорошо учиться.
Если вы очень хотите платить ребёнку за оценки, правильнее будет ввести что-то вроде стипендии. То есть поощрять ребёнка финансово не за каждую оценку отдельно, а только по итогам длительного времени — полугодия или года. В такой ситуации у ребёнка будет пространство для манёвра: если он получит плохую оценку, у него есть время постараться исправить её.
4. Обсуждать с ребёнком финансовые аспекты, встречающиеся в сказках, фольклоре
Если ребёнок рассказывает вам что-то вроде: «Мама, смотри, как классно! Вот Емеля лежал на печи, ничего не делал, потом пошёл, случайно поймал волшебную щуку, и она исполнила все желания!», — стоит поговорить с ним об этом. Объясните, что это всего лишь сказка, не имеющая отношения к жизни. Предложите ребёнку обратить внимание на реальных людей, друзей и знакомых, которые финансово успешны, но при этом много работают. Таким примером могут быть родители или знакомые.
В средней школе ребёнку уже можно объяснить, почему вообще сочинялись такие сказки. Их придумывал народ, а люди тогда жили бедно и плохо. При этом богачи считались эксплуататорами, то есть были отрицательными героями, которые несправедливо получили своё богатство. Поэтому сказки сочинялись исходя из той текущей жизни простых крестьян: «Вот мы сидим, последнюю репу доедаем, а как было бы классно, чтобы приплыла щука и исполнила все наши желания!» Это просто фольклор, и он не имеет отношения к нашей современной жизни. Сейчас мы живём в обществе, где хорошо настроены социальные лифты, где нужно стараться, работать, развиваться — и можно добиться успеха, даже будучи выходцем из очень бедной семьи. Вот об этом и нужно рассказывать детям, ориентировать их на получение знаний, на успешную работу.
5. Не мотивировать деньгами отказ от вредных привычек у подростков
Эту идею можно перевести во взрослую жизнь: представьте, что вам будут платить за то, чтобы вы не курили. Это сработает? Вы не будете курить не потому, что это вредно и плохо и вы сами этого не хотите, а потому, что вам за это платят? Конечно, нет! При отказе от вредных привычек важна исключительно внутренняя мотивация. Человек должен понимать, почему от чего-то стоит отказаться, и причиной отказа не может быть денежное вознаграждение.
6. Покупать подросшим детям недвижимость как стартовую площадку
Если у родителей есть возможность, то можно приобрести для ребёнка «однушку» на окраине города или в пригороде. Со временем ему захочется большего. А эта квартира в итоге может стать стартовым капиталом для вложения в жильё покомфортнее.
Еще неплохой вариант — помочь ребёнку с первоначальным взносом по ипотеке, если он попросит об этом.
Многие родители мечтают сразу обеспечить ребёнка хорошим престижным жильём и дорогой машиной. Но тут возникает вопрос: а не лишат ли такие дорогие подарки мотивации в будущем? Зачем развиваться, стараться, если и так всё есть? К сожалению, таких примеров немало.
7. Помочь получить платное высшее образование
Разумеется, с течением времени в нашей стране всё может сто раз измениться. Кто знает, возможно, система станет такой, что лишь минимальное количество детей будут учиться бесплатно. Поэтому инвестировать в высшее образование детей — это дальновидно и полезно. Родителям стоит задуматься о накоплениях на образование, пока дети маленькие. Чтобы потом не брать кредиты на учёбу.
Если же система образования сильно не изменится и ребёнок сможет поступить на бюджет, родители уж точно найдут, куда потратить накопления.
Автор: записала Мария Дергачева, коллажи — Ламия Аль Дари